Волгоградская область
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь

Щебёночно-мастичная асфальтобетонная смесь представляет собой полученный экспериментальным путём дорожно-строительный продукт. В его состав входят природные компоненты минерального происхождения (щебёнка, отсев, песок), гудрон и стабилизатор. Уплотнённая ЩМАС называется щебёночно-мастичным асфальтобетоном. Отвечает ТУ «Щебёночно-мастичный асфальтобетон и асфальтобетонные смеси». Данный нормативный документ регламентирует кондицию готовой к употреблению смеси, задействуемой для создания автодорог, лётных полей, путепроводов, площадок промпредприятий и др.

Это частный случай изобретённого в шестидесятые годы в Германии каркасного асфальтобетона для оборудования современного твёрдого покрытия. Ему присуща пластичность на растяжение, жёсткость на смятие и срез; обладает морозостойкостью, влагонепроницаемостью и оптимальной шероховатостью поверхности. Востребован для грузонапряжённых дорог с интенсивным движением.

Для ЩМАС характерна насыщенность гранитной щебёнкой, образующей основу технологической субстанции, а пустоты, составляющие около 20% объёмной доли, самопроизвольно замещаются специальной мастикой на базе нефти с модификаторами или без оных и полимерно-битумных связок. Также привлекается доломитный, известняковый концентрат и элементы прочих карбонатных пород. Иногда добавляется шлак от металлургического производства.

Вторая особенность – наличие целлюлозных присадок в виде волокон, удерживающих вяжущее вещество внутри смеси. Традиционно ЩМАС состоит из 70-80% камня, 8-12% заполнителя, 5.5-8% углеводородных синтетических смол и 0,3-0,5% целлюлозы (Антросел, Арбосел, Виатоп, Топсел, Хризотоп). Конструкция такого дорожного полотна предусматривает тонкослойную укладку, что уменьшает материальные затраты. И хотя производство ЩМАС обходится дороже, нежели стандартного асфальтобетона, он не проигрывает в окупаемости благодаря качеству.

Таким образом, щебёночно-мастичная смесь разработана с целью обустройства автодорог высших категорий, оживлённых проспектов, скоростных шоссе. В последнее время железобетонные плиты всё чаще заменяются асфальтом из такой смеси на ВПП и рулёжных дорожках аэропортов. Посредством нанесения ЩМАС улучшают завершающий слой мощностью 4-7 cm способом сплошного асфальтирования. Если покрытие хорошо сохранилось, однако требует совершенствования эксплуатационных критериев, ЩМАС пригодна при тонкослойной обработке.

Исходя из щебёночной фракции, в СНГ разработана и утверждена классификация товарной продукции:

  1. ЩМА-20 – 4-6 cm, расходование горячей массы 100-150 kg/m2.
  2. -15 – 3-5 cm, 75-125 kg/m2.
  3. -10 – 2-4 cm, 50-100 kg/m2.

Зарубежные требования предполагают такие типы смеси:

  1. SMA 0/8 с предельными габаритами зёрен 8 mm.
  2. 0/11 с предельными габаритами 11 mm.
  3. 0/16 с предельными габаритами 16 mm.
  4. 0/22 с предельными габаритами 22 mm.

Кроме них, европейские нормы разрешают использование мелких фракций 0-4 mm и «крупняка» 22-40 mm.

Плюсы ЩМАС:

  • стойкость к возникновению колейности;
  • классический метод укладки;
  • шумоподавление;
  • долговечность.